Как проходит урок по театру.

Программа театральной студии «Потому что…» разработана для детей и подростков с целью развития театральных способностей и раскрытия индивидуальных талантов через средства театрального искусства. Каждое занятие включает в себя целый комплекс упражнений на развитие различных актерских способностей и состоит из 2 основных блоков: учебный тренинг и творческая часть. Когда ребенок приходит на театральное занятие – важно принять и запомнить главное: у певца основной инструмент – его голос, у литератора – слово, у танцора – пластика. А у театрального актера все вышеперечисленные «инструменты» играют важнейшую роль! Инструмент актера – он сам. Именно поэтому важно даже у маленького начинающего актера развивать все существующие творческие возможности. С этой целью и составляется урок по театральному творчеству для ребенка.

Урок строится следующим образом:

Первая часть (тренинг) является подготовительной для максимальной реализации ребенка во второй, творческой части.

В блок “Учебный тренинг” входят:

1. Общая физическая разминка – 5 минут. Это блок самых простых упражнений, направленных на разогрев мышц тела юного актера и подготовку к последующим, более сложным заданиям. Важно делать разминку каждое занятие, чтобы ребенок не получил травму по неосторожности.

Примеры упражнений: Начинаются с разминки головы, далее идут шея, плечи, руки, туловище и т.д. • «Часы» - вращение головы.

• «Полет птицы» - махи руками.

• «Миксер» - вращение левой и правой ножкой.

2. Психофизические упражнения – 10 минут. Это второй комплекс упражнений, после разминки. Здесь важен творческий подход к простым физическим действиям, превращение зарядки в мини-инсценировку. Этот комплекс упражнений формирует отношение ребенка к простым физическим действиям на сцене, из которых строится любой спектакль, а также – развивает гибкость, пластичность.

Пример упражнения:

• «Творческая растяжка». «Прорастаем» из земли. Собираемся в «клубочек» на ковре. Прорастаем потихоньку снизу вверх. Встаем на носочки. Пальчики рук тянуться максимально вверх. Сброс. Творческое задание к этому физическому упражнению: преподаватель просит «вырасти» как дерево (как цветок). После чего быстро ответить на вопросы: какое я дерево (цветок)? что со мной происходит? где я расту? кто со мной дружит?

3. Упражнения на развитие фантазии, и памяти – 5 минут. Помогают ребенку внимательно выполнять любое действие на сцене, быстро ориентироваться в предлагаемых обстоятельствах, импровизировать, а каждые незначительные детали или предметы «превращать» в значительные посредством фантазии.

Пример упражнения:

• Этюд. «Я бегу как…» Дети бегут по кругу, как и в предыдущий раз, но по хлопку останавливаются и вскоре начинают бежать так, как задает преподаватель: «бегу как будто убегаю от бандита» «бегу как будто опаздываю в детский сад» «бегу в замедленном темпе» «бегу как пушинка» и т.д. и т.п.

4. Артикуляционные упражнения – 5 минут. Развитие речевого аппарата: помогает избавиться от «ленивого» языка (вялости речи). Комплекс рассчитан на четкость произношения. Также как и в случае с разминкой, речевой тренинг – это разработка мышц лица и подготовка их к более длительному и выразительному чтению.

Примеры упражнений:

• Мы – «воздушные шарики» (надуваем-лопаем щечки). • «Футбол» (острые «уколы» языком в щечку, как будто мяч попадает в ворота) • «Чистим зубы» (вращения языком, губы сомкнуты, язык двигается вдоль зубов) • «Слизываем варенье с ложки» (можно представлять также мороженое)

5. Дыхательные упражнения/упражнения на развитие силы и тембра голоса – 10 минут. Эти упражнения помогут ребенку развить диафрагму и научат создавать характеры посредством звука, сопоставлять те или иные тембры голоса с персонажами будущих спектаклей.

Примеры упражнений:

• «Насосы» - надуваем колёса автомобиля на звук «пф». • «Мячи» - надуваемся сами на звук «пф». Потом лопаемся и сдуваемся (долгое «пфф») • «Поднимаемся на лифте с 1 на 10 этаж» (Начинаем упражнение с очень низкого звука. Озвучиваем каждый этаж: «1 этаж», «2 этаж», «3 этаж» и т.д. Чем выше этаж, тем выше тембр голоса).

Вторая часть урока – “Развивающе-творческий” блок, направленный на тренировку и усвоение актёрских навыков, полученных в первой части.

Он длится до 15 минут (у детей старше 5 лет может достигать 30 минут) и направлен на подготовку инсценировки, представления, спектакля, номера и других форм театрального выступления. Это репетиция, где ребенок вместе с педагогом работает над воплощением образа, созданием атмосферы, вживается в ту или иную роль.

Примеры форм работы:

• Интерактивный спектакль (преподаватель задает тему, и дети вместе с ним действуют в какой-либо ситуации. Например, «Зима». Все представляют, что бы было, если бы пришла зима: тепло одеваются, выходят на улицу, ловят снежинки, ходят по сугробам, лепят снеговика, играют в снежки).

• Этюд «Я – зверь». Дети представляют, что они тот или иной зверь. И сперва отвечают на вопросы преподавателя: что он делает? как выглядит? где живет? как разговаривает? После чего разыгрывают этюд. Сперва – индивидуально. Далее – все вместе.

Длительность всего занятия 40-50 минут. Конечно, в зависимости от тематического блока программы, внимание может перемещаться на конкретные разделы: больше упражнений по артикуляции или пластике, если итоговое выступление будет подразумевать чтение стихов или пластический этюд. Конкретный вид работы на уроке будет выбираться, исходя из возможностей группы в целом и каждого ребенка индивидуально. Форма урока может носить характер полностью творческий, репетиционный, если в скором времени будет предстоять показ.

Помимо основных классических форм проведения занятия, включены и формы в виде «мастерских»: костюма, образа, грима, декораций, где дети будут фантазировать и придумывать.

Любой из блоков и подразделов урока направлен на раскрепощение ребенка, устранение мышечных зажимов, развитие творческого мышления и отношения к окружающим предметам и явлениям.